Главная / Газета 13 Февраля 2006 г. 00:00 / Происшествия

Уроки дедовщины

Школьники все чаще жалуются на то, что их бьют педагоги

ДАРЬЯ ОКУНЕВА

В пятницу было возбуждено уголовное дело в отношении педагога одной из московских школ, который, по версии следствия, ударил одного из учеников железным болтом от стула по голове, а другого по руке. Одновременно сообщения о школьной дедовщине начали поступать со всей страны: Санкт-Петербурга, Томска, Кировской и Свердловской областей, Якутии и Приморья. Психологи и социологи активно ищут причину столь широко распространившегося явления, а юристы призывают открыто бороться со школьными беззакониями и жаловаться на учителей прямо в милицию и прокуратуру.

Железным болтом от стула била своих учеников 43-летняя преподавательница химии. В итоге оба ученика 11 класса обратились за медицинской помощью. О результатах расследования пока ничего не сообщается, но в самой школе уверены, что возбуждение уголовного дела – недоразумение. По версии педагогов, ребята вели себя на уроке безобразно и даже бросили в учителя железной гайкой. Химичка, пытаясь восстановить дисциплину и усмирить разбушевавшихся подростков, не нашла ничего лучше, как метнуть тем же болтом в своих обидчиков. Коллеги преподавателя говорят, что серьезно никто не пострадал, а дело было просто раздуто. Впрочем, представители правоохранительных органов не спешат спускать расследование на тормозах. Слишком уж много в последнее время жалоб на агрессивное поведение учителей поступает со всей страны.

В ту же пятницу похожее уголовное дело возбудила прокуратура Санкт-Петербурга на основании жалоб родителей. По их словам, учительница начальных классов одной из питерских школ жестоко обращалась с детьми, не пускала малышей на прогулки, не давала покинуть класс во время перемены в качестве наказания за плохую успеваемость или поведение, ставила в угол на несколько часов. Более того, женщина унижала детей: заставляла их мыть грязную посуду на кухне и чистить туалеты, а однажды накормила одного из учеников смешанными в одной тарелке первым и вторым блюдами, отчего малыша немедленно вырвало. А еще учительница любила бить линейкой по рукам чересчур разговорчивых учеников.

К 156-й статье УК вынуждена была обратиться и прокуратура Партизанского района Приморского края, передает наш собкор в регионе Дмитрий Климов. В превышении служебных полномочий и жестоком обращении с детьми там подозревается преподавательница начальных классов Ирина Горовая. 22 декабря, войдя в свой кабинет, она увидела, что несколько учеников бегают по кабинету, а линолеум расчерчен черными полосками от обуви. Учительница поставила к доске семерых учеников, которые бегали по классу. «Пока не вылижите языком полоски с линолеума, за парты не сядете», – предупредила она. «Мы простояли весь урок, и на перемене Андрей начал первым лизать. Потом мы за ним. Когда оттерли, Ирина Михайловна спросила: если бы Андрей не начал, вы не стали бы лизать? Мы молчали. Тогда она велела нам готовиться к уроку истории. После этого я перестал с Ириной Михайловной разговаривать», – поделился с «НИ» школьник Руслан Разбаев. Придя домой, дети рассказали родителям, что учительница заставляла их делать. На следующий день двое родителей отнесли заявления в прокуратуру и вечером учительницу вызвали для дачи показаний.

Обвиняют учителя в жестокости и воспитанники 4-го детского дома в Томске.

В конце прошлой недели 15-летний Виктор Жидков обратился в городскую палату общественности с жалобой на своего преподавателя Веру Селянину, которая, по словам подростка, серьезно избила его. В результате чего, как подтвердили медики, мальчик получил перелом грудины и сотрясение мозга. Сама учительница своей вины не признает, а руководство детдома и вовсе заявляет, что мальчик психически болен, а педагог полностью не виновен.

«Я считаю, что дела учителей, занимающихся рукоприкладством, должны быть громкими, показательными, но, естественно, законными, – заявил «НИ» адвокат Павел Астахов. – Судья должен оценивать не только степень телесных повреждений, но и тот факт, что учитель избил слабое, беззащитное существо, что школьник находится во власти педагога. А также то, что есть масса других законных способов наказания – вызов родителей в школу, запись в дневнике или дисциплинарной тетради».

Вопрос о том, с чем связана волна школьной дедовщины, прокатившейся по стране, вызвал ожесточенные споры. Психологи уверены, что причина массовых случаев избиения школьников учителями лежит в отсутствии должного контроля за кадровым составом образовательных учреждений.

«Каждые два-три месяца учителя должны проходить психологические тесты, – считает детский психолог Ольга Моисеева. – Даже самый добрый, уравновешенный человек в определенные периоды своей жизни способен на неадекватные поступки. Затяжная депрессия, вызванная болезнью или смертью близких людей, вполне может спровоцировать учителя на агрессию в отношении учеников. На мой взгляд, учителя, длительное время находящегося в дурном расположении духа, необходимо на какое-то время отстранять от работы, отправлять в отпуск».

Иначе думают преподаватели педагогических вузов. По их мнению, все дело в разрушении советской системы подготовки учителей. «Преподаватели, занимающиеся подготовкой будущих школьных кадров, практически перестали обращаться к психологии, основам педагогики, – пояснила «НИ» доцент кафедры педагогики Московского педагогического университета им. Ленина Наталья Модестова. – Учебные планы были пересмотрены не в пользу этих предметов. Часы учебной практики по ним были серьезно урезаны. В результате новоиспеченные учителя просто не знают, как вести себя со школьниками. Возникают конфликты из-за того что педагог не умеет донести свой предмет, а ученик не может понять новый материал. В стрессовой ситуации горе-преподаватели прибегают к самому простому и при этом самому варварскому выходу из положения – рукоприкладству».


Опубликовано в номере «НИ» от 13 февраля 2006 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: