Главная / Газета 26 Октября 2005 г. 00:00 / Происшествия

Заложники двух господ

Пока норвежские власти и российские судовладельцы спорят о деньгах, экипажи двух кораблей сидят под арестом

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

Норвегия пытается силой заставить Россию принять норвежское законодательство. Береговая охрана не отпустит судна «Капитан Горбачев» и «Дмитрий Покрамович», задержанные на днях около архипелага Шпицберген, пока их владельцы не пообещают уплатить штраф и не внесут залог в 200 тысяч долларов. Тем временем российская сторона не собирается признавать выдвинутые Норвегией обвинения.

shadow
Вчера траулер «Капитан Горбачев» и транспортный рефрижератор «Дмитрий Покрамович» (об их задержании «НИ» рассказывали во вчерашнем номере) продолжали стоять на якоре около острова Медвежий. Рядом с ними – два корабля норвежской береговой охраны. Рыбаков обвиняют в нарушении законодательства Норвегии – они не уведомили о промысле и выгрузке рыбы в водах около Шпицбергена. Вице-губернатор острова Шпицберген Руне Борн Хансен уже заявил, что штраф за нарушение составит 768 тыс. долларов. Рыболовецкие суда могут быть освобождены из-под ареста только если их владельцы заплатят залог и дадут гарантии выплаты этой суммы. Сумма залога, по словам г-на Хансена, может составить 100–200 тыс. долларов. Впрочем, судовладельцы – компания «Архангельский траловый флот» и ЗАО «РПО «Мурманрыбпром» уже сообщили, что считают задержание судов незаконным и до предъявления официальных претензий рассматривать вопрос о залоге не собираются. А значит, экипажам двух кораблей придется провести в море не один день.

До сих пор не ясно, где именно были задержаны российские корабли. А ведь это может иметь решающее значение, если дело попадет в международные судебные органы. В данном случае речь идет не о 200-мильной рыбоохранной зоне вокруг Шпицбергена, (ее Россия не признает), а о 12-мильной зоне вокруг архипелага, которую Норвегия считает своей территорией.

«Мы действуем на основании Парижского договора, согласно которому воды вокруг архипелага Шпицберген объявлены международными, – заявил «Новым Известиям» заместитель начальника управления административной работы Федерального агентства по рыболовству России Константин Макеев. – В последнее время участились инциденты в спорной зоне. Сейчас наши представители находятся на заседании смешанной российско-норвежской комиссии по рыболовству, которая проходит в Калининграде. По всей видимости, инциденты около Шпицбергена тоже станут предметом разговора. Но рассматриваться будет не сам инцидент, а вопросы регулирования – районы промысла, квота, предметы лова».



КАК РАЗРЕШАЮТ ПОХОЖИЕ КОНФЛИКТЫ НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ

Время от времени конфликты на почве спорных территорий рыбного промысла возникают и на Дальнем Востоке. В некоторых случаях консенсус достигается быстро и без суда, где-то судебные разбирательства затягиваются. В сентябре 2002 года американские пограничники задержали российское рыболовецкое судно «Вийтна». Американская сторона считала, что российский траулер нарушил линию разграничения в Беринговом море и вел промысел в исключительной экономической зоне США. В Госкомрыболовстве заявляли, что задержанный российский траулер находился в спорной зоне и, следовательно, не пересекал границу исключительной экономической зоны США. Как считают в комитете, по договору 1990 года, подписанному еще Шеварднадзе и Бейкером, граница прошла не на одинаковом расстоянии от берегов СССР и США, из-за чего 50 тыс. квадратных километров российских вод оказались под юрисдикцией Штатов. Судно отбуксировали в американский порт и после пятидневного разбирательства федеральные власти США попросили суд прекратить дело, поскольку сочли, что для ареста нет оснований.

Похожий инцидент произошел летом 1999 года в Беринговом море. Береговая охрана США задержала рыбопромысловое судно «Гиссар». После высадки на его борт десанта капитана траулера обвинили в том, что ранее он преднамеренно нарушил границу исключительной экономической зоны США и занимался нелегальным ловом рыбы. Американцы стали настаивать на конвоировании судна в один из портов США. В результате четырехдневного противостояния (в том числе при участии других российских судов) российская и американская стороны достигли компромисса. Судно направили обратно в порт Владивостока, где оно было приписано.

Ситуация же с промысловыми территориями близ Курил гораздо сложнее. Здесь японские суда задерживаются российскими пограничниками. По их мнению, в подавляющем большинстве случаев факт браконьерства неоспорим. Например, в конце прошлого года в районе Северных Курил на борту японского судна «Реан Мару-75» было обнаружено 77 тонн неучтенной рыбы. Однако судебное разбирательство по этому делу длится до сих пор.

Анастасия ГОРДЕЕВА

2:1 в пользу Норвегии

Опубликовано в номере «НИ» от 26 октября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: