Главная / Газета 4 Октября 2005 г. 00:00 / Происшествия

Физкульт-инфаркт

Почему российские школьники все чаще гибнут во время уроков

АЛЕКСЕЙ ТЕРЕХОВ, ДАРЬЯ ОКУНЕВА, ОЛЬГА РОМАНОВА, Хабаровск

В Хабаровске после кросса на уроке физкультуры скончался семиклассник Максим Овсянников. Это уже четвертый за текущий год случай гибели школьника от физических нагрузок. Впрочем, как выяснили «НИ», возросшая смертность на «физре» не пугает чиновников от образования. По крайней мере, они ничего кардинально менять не собираются, а все их директивы носят рекомендательный характер. Специалисты утверждают, что увеличение летальных исходов происходит из-за неправильной организации учебного процесса. В первую очередь, из-за продолжающей действовать в России системы оценок по физкультуре. В результате, чтобы не получить «двойку», школьники вынуждены выполнять тяжелые упражнения буквально из последних сил.

Надо бежать, иначе – «двойка».
Надо бежать, иначе – «двойка».
shadow
С каждым годом простому школьнику становится все сложнее пережить обычный урок физкультуры. По словам медиков, здоровье и физическое состояние среднестатистического молодого россиянина только ухудшается, а подстраивать нормативы под хиреющее поколение пока никто не собирается. Сами же школьники и их родители практически не обращают внимания на физическое совершенствование. Поэтому зачастую занятия физкультурой в прямом смысле слова становятся испытанием и заканчиваются летальным исходом.

На днях после кросса скончался 12-летний Максим Овсянников из 7-а класса школы №77 Хабаровска. Максим вместе с одноклассниками сдавал норматив по бегу на длинные дистанции. Пробежав 3 круга, он потерял сознание. Школьного медика рядом не оказалось – он приходит всего два раза в неделю. «Скорая» отвезла мальчика в краевой кардиологический центр, однако спасти жизнь ребенку не удалось. Диагноз – обширный инфаркт миокарда. По словам и.о. директора школы Ольги Дубинко, мальчик занимался в основной группе, на состояние здоровья не жаловался. Это подтверждали и ежегодные медицинские осмотры. В карте никаких ограничений не было.

По словам представителей администрации, в тот день урок физкультуры был первым. Женщина-учитель физкультуры провела инструктаж по технике безопасности, спросила ребят о состоянии здоровья. Жалоб, говорят в школе, не было. После разминки – 6-минутный бег вокруг стадиона – обычный, по словам учителей, норматив для 7-го класса. Правда, в разговоре с корреспондентом «НИ» одноклассница Максима сообщила, что он будто бы говорил учительнице о том, что плохо себя чувствует. Но та его якобы не послушала. Однако после внутреннего расследования руководство школы сделало вывод, что учительница физкультуры поступила согласно инструкциям.

Тем временем врачи обнаружили, что у Максима Овсянникова все же были проблемы со здоровьем. У подростка обнаружили хроническое заболевание миндалин – тонзиллит. По словам врачей, обычно такая болезнь тяжело сказывается на сердце. Не исключено, что утренняя пробежка на уроке физкультуры и спровоцировала инфаркт.

«Нормативы нормальные, дети – больные»

«НИ» решили выяснить, почему же дети гибнут на уроках физкультуры, которые, по идее, должны, наоборот, оздоровлять школьников. Представители заинтересованных сторон, как обычно, начали переваливать ответственность друг на друга.

«Наша молодежь с каждым годом хиреет, нация вымирает. Мы каждый год проводим тестирование наших студентов, оцениваем их физическую подготовленность, – заявил «НИ» декан факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета Виктор Каверин. – Так вот, тенденция однозначная. Десять лет мы ведем исследования, и с каждым годом кривая все ниже и ниже. Но летальные исходы происходят еще и из-за того, что школьники, обычно это мальчики, скрывают свои недуги. Ученик стесняется и пытается сделать то, что сделать не может. Еще одна причина смертности на уроках физкультуры – в России практически не работает система медицинского обследования школьников».

Г-н Каверин особо подчеркнул, что зачастую о своих болячках молодые люди узнают только, когда проходят диспансеризацию в институте. В школе они даже не догадываются о том, что страдают серьезными недугами. «Более того, если школьник вообще не прошел обследование, то его записывают в обычную группу, а это чревато серьезными последствиями, – сказал Виктор Каверин. – И дело тут не в том, что нормативы завышены. Нормативы нормальные, просто дети очень больные».

Разгружать или нагружать

С физруками не согласны специалисты в области образования. Они считают, что большинство летальных случаев происходит из-за неправильной организации учебного процесса.

«Смерть ребенка на уроке физкультуры – редкий, но страшный случай, который заставляет думать о том, что делать дальше, – заявил «НИ» председатель комиссии по образованию Мосгордумы Евгений Бунимович. – Но это не порок только урока физкультуры, это порок нашей образовательной системы, где очень мало обращается на личность, индивидуальность ребенка».

Впрочем, по словам г-на Бунимовича, и в самом уроке физкультуры кроется множество проблем. «Физра» в идеологии нашей школы очень сильно отличается от «физры» в западных странах, – утверждает депутат. – У нас это занятие входит в общий стандарт, то есть это считается, что это нагрузка на детей. А в других странах это разгрузка. Если за границей делается упор на секции, то у нас ставка на общность стандарта. Все должны бежать кросс, все должны подтягиваться. Это абсолютно устаревшая методика. Поэтому надо полностью пересмотреть концепцию урока физкультуры».

Виноваты врачи?

«Без нагрузочной части заниматься физической культурой смысла нет, – возражает депутату руководитель Центра организационно-методического обеспечения физического воспитания Департамента образования Москвы Юрий Пузырь. – А летальные исходы происходят в основном по вине медиков. Ведь уровень диагностики заболеваний оставляет желать лучшего. Если бы у учителя физкультуры были бы точные данные о состоянии ученика, он бы его просто не допустил до занятий. Так что сам по себе урок «физры» безобиден. А количество уроков нужно увеличить до трех в неделю».

Не видят причин для паники и директора школ. «У нас все под контролем, – рассказали «НИ» в администрации московской общеобразовательной школы № 1080. – Родители сообщают нам сведения о хронических заболеваниях своих чад, приносят выписки из медицинской карты. Кроме того, дети систематически проходят диспансеризацию в поликлинике, все результаты обследований и рекомендации доставляются в школу. Данные записываются в журнал класса, и учитель физкультуры, постоянно сверяясь с ним, предлагает детям нагрузку в соответствии с показаниями их здоровья. Если ребенок плохо себя почувствовал непосредственно на уроке, вызывается школьная медсестра, которая помогает определить, действительно ли есть проблема или это симуляция».

Соревнования для «слабаков»

Тем не менее столичные учителя физкультуры признаются в частных беседах, что из-за последних случаев гибели детей сами находятся в постоянном стрессе. На них давят и школьная администрация, и образовательные чиновники, которые требуют, чтобы «у них на территории все было спокойно». Поэтому большинство физруков предпочтут лишний раз не рисковать и на всякий случай освободят от нагрузок ребенка, жалующегося на боль или усталость. Но конечно, и среди педагогов есть «энтузиасты», которые требуют от слабого ученика быть «как все», принуждая его бегать или отжиматься через силу.

Однако полностью полагаться на добросовестность преподавателя физкультуры, который распределяет нагрузки в соответствии со здоровьем учеников, не слишком благоразумно. По крайней мере, так считают в столичной школе № 224. Там детей, имеющих те или иные заболевания, объединили в специальную группу, которая занимается отдельно по особой лечебной программе.

«Уроки разработаны так, чтобы никаким образом не повредить здоровью детей, – говорит директор школы Ольга Гинесина. – Это просто невозможно. При этом ребята не чувствуют себя ущербными, постоянно наблюдая за тем, как бегают и прыгают их здоровые сверстники. Внутри лечебной группы есть своя соревновательная система – так что заниматься там тоже интересно. Мы считаем, что подобные группы нужно организовать в каждой школе, тем более что особых денежных затрат это не требует».

В группе риска – отличники

Однако обособление больных детей в лечебные группы полностью не решит «проблему физкультуры». Ведь пострадать от неправильных нагрузок могут и практически здоровые ребята. Дело в том, что физкультурные нормативы ориентируются на паспортный возраст ребенка. Но все дети развиваются по-разному: кто-то в свои 11 лет физически развит, как 14-летний, а кто-то не дотягивает и до своей возрастной нормы. В группу риска попадают в первую очередь отличники, которые большую часть времени тратят на занятия по базовым предметам, а к концу четверти начинают пересдавать оценки по физкультуре, буквально «давясь» за пятерку. «Рывки из последних сил», по мнению врачей, могут быть губительны для здоровья физически неподготовленных ребят.

«Если отличник, привыкший к сидячему образу жизни, без подготовки решит на «отлично» пробежать кросс или спринт, это может кончиться плачевно, – заявила «НИ» кардиолог-ревматолог Венера Сундукова. – Резкие физические нагрузки, бег, что называется, «на пределе» могут вызвать у таких детей нарушение ритмов желудочков, предсердия, спровоцировать скачок артериального давления и, как следствие, острую сердечную недостаточность с перспективой смертельного исхода. Проблемы возникают и с суставами: у физически неразвитого ребенка в результате быстрого бега возможен подвывих связок, выпадение мениска, развитие острого травматического артрита. Все это очень болезненные заболевания, которые потом сложно лечить».

Жизнь за «пятерку»

Многие специалисты сходятся в одном. Чтобы хоть как-то исправить ситуацию, нужно немедленно отказаться от системы оценок по физкультуре. «Ведь у каждого организм разный. Можно только поощрять за спортивные достижения», – считает Евгений Бунимович.

Мало кто знает, что Министерство образования еще в 2003 году направило в региональные комитеты образования служебное письмо, в котором рекомендовало отменить школьные оценки по изобразительному искусству и музыке, а главное, по физкультуре, перейдя на зачетную систему. Однако инициатива не нашла должной поддержки. Большинство директоров школ либо вообще ничего не знают о возможности введения безоценочной системы, либо считают ее абсолютно ненужной. Тем не менее опыт экспериментальных учебных заведений, где такая практика все же была внедрена, безусловно, позитивен.

«В обычных классах ребятам приходится невероятно напрягаться за «пятерку», испытывать страдания, – говорит секретарь частной московской школы Алла Четверикова. – Зачетная система, сохраняя общий стимул к позитивному результату, снимает эту проблему. Чтобы получить зачет, ребята, безусловно, должны посещать уроки физкультуры, заниматься. Однако, рискуя своим здоровьем, бежать на пятерочный норматив – совсем необязательно. Галочку можно получить и за средний результат. Благодаря этому дети с радостью ходят на уроки физкультуры, зная, что надрываться там не придется».



СЛУЧАИ СМЕРТИ ШКОЛЬНИКОВ ПОСЛЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК В 2005 ГОДУ

19 сентября в Ижевске на уроке физкультуры во время бега на 100 метров умер десятиклассник. Установлено, что причиной стала острая сердечная недостаточность: у подростка был врожденный порок сердца. Прокуратура города возбудила уголовное дело. В связи с инцидентом в качестве подозреваемого был допрошен преподаватель физкультуры. С него взята подписка о невыезде, он будет проходить по уголовному делу как подозреваемый.

17 мая в Липецкой области на учебных военных сборах погиб 10-классник Александр Новоселов из города Елец. Школьник страдал хроническим заболеванием, но, несмотря на это, был допущен к выполнению спортивного норматива. Начальнику сборов Василию Сидорову в июне было предъявлено обвинение в «халатности, повлекшей за собой смерть человека». В начале сентября был вынесен приговор. Суд признал Василия Сидорова ответственным за гибель десятиклассника на учебных сборах и приговорил его к одному году условно.

26 марта в Брянске во время урока физкультуры умер 8-классник. По словам родителей, школьник никогда не жаловался на свое здоровье и занимался в основной спортивной группе.

12 января в Сургуте во время финальной игры по мини-футболу скончался 12-летний школьник из города Лянтора Андрей Зотов, занимавшийся в местной детской спортивной школе. Мальчику стало плохо через 3 минуты после начала игры.

ЧТО ЖДЕТ ФИЗРУКА, ЕСЛИ У НЕГО НА УРОКЕ ПОГИБ УЧЕНИК

«Меры наказания для учителя физкультуры, у которого на уроке умер или получил серьезные проблемы со здоровьем школьник, могут быть различными, – пояснил «НИ» председатель Московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. – Если, например, ученик сам попросился пробежать кросс, ссылаясь на улучшение в своем хроническом заболевании, учитель разрешил, но на дистанции мальчику стало плохо – физруку грозит дисциплинарная ответственность вплоть до увольнения с работы. Профессиональной карьерой он может поплатиться также, если по собственной инициативе увеличит нагрузку для относительно здоровых детей, принуждая бегать их не 10, а 15 кругов. Другое дело, если преподаватель знает или предполагает, к каким последствиям приведут его действия, но все равно не отказывается от них. Например, заставил выполнять нормативы хронически больного ребенка или малыша, жалующегося на недомогание. В этом случае можно говорить об уголовной ответственности. Его можно привлечь по статье 109 ч. 2 УК РФ «Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей». В случае если учителя признают виновным, ему грозит ограничение свободы на срок до 3 лет, либо лишение свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности».

КАК ДЕТИ ЗАНИМАЮТСЯ ФИЗКУЛЬТУРОЙ В США

В школах США нет уроков физкультуры, подобных нашим. Там все ученики обязаны записаться в одну из множества спортивных секций, действующих при школе. В этих секциях они занимаются каким-то определенным видом спорта. Наиболее популярны у американских школьников баскетбол, американский футбол, бейсбол, плавание. Чаще всего время на занятия в этих секциях – не менее полутора часов в день – отводится в середине расписания. Занятия спортом становятся своеобразной разгрузкой между другими школьными предметами. С инициативой ввести нечто подобное у нас выступал в 2004 году глава Госкомспорта Вячеслав Фетисов. Судьба этого предложения неизвестна.

Опубликовано в номере «НИ» от 4 октября 2005 г.


Актуально


Регионы


Смотрите также

В разных городах отметят день рождения Чебурашки


Век работы не видать

Корреспондент «НИ» побывала в рейде со столичными инспекторами по делам несовершеннолетних

Лагерь отдыхает

В городе тоже можно провести летние каникулы весело и с пользой

Здоровое лето

Каникулы – самое время для того, чтобы подлечить ребенка

Я тебя породил...

По мнению экспертов, случаи жестокого обращения с детьми участились в связи с кризисом

Устали навсегда

Бесланские школьники не хотят быть космонавтами

Одни дома

Этим летом многие дети будут предоставлены сами себе

Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: