Главная / Газета 19 Сентября 2005 г. 00:00 / Происшествия

«Троянский» самолет

Литва хочет без России расследовать причины падения истребителя Су-27

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

Падение российского самолета Су-27 на территорию Литвы спровоцировало международный скандал. Претензии Москве уже предъявили сразу три страны – Литва, Латвия и Эстония, которые считают, что российский летчик нарушил воздушное пространство государств Балтии намеренно. Литовские власти уже заявили о том, что ни пилот, ни «черный ящик» не покинут территории страны, пока не станут ясны обстоятельства произошедшего.

Место крушения Су-27 взяли под усиленную охрану.
Место крушения Су-27 взяли под усиленную охрану.
shadow
Вчера в поле около литовской деревушки Йотишкяй приступили к сбору обломков российского истребителя Су-27, рухнувшего в минувший четверг. Уже найдены две из четырех ракет «воздух-воздух», которые находились на борту самолета. Отдельные фрагменты могут находиться в земле на глубине пяти или шести метров. Как показывает международный опыт, на сбор всей машины понадобиться несколько недель.

Тем временем страсти в отношениях между Балтийскими государствами и Россией накаляются. На повестке дня стоит вопрос: намеренно ли нарушил воздушные пространства Эстонии, Литвы и Латвии российский летчик Валерий Троянов, пилотировавший Су-27. Литовское министерство обороны уже заявило, что не вернет России пилота и «черный ящик» до тех пор, пока не выяснятся все детали. Если будет доказано, что пилот сознательно нарушил воздушное пространство государства, то он понесет наказание. При этом министр обороны Литвы Гедиминас Киркилас заявил, что российские представители могут наблюдать и участвовать в следствии, однако в самостоятельном расследовании России будет отказано. На следующий день после падения истребителя с обвинениями в адрес России выступил главный штаб сил обороны Эстонии. Он заявил, что российские ВВС создали угрозу для гражданских полетов.

Напомним, что инцидент с истребителем Су-27 произошел еще в четверг. Группа самолетов совершала перелет из Ленинградской области в Калининградскую, где они должны были принять участие в маневрах. Во время перелета истребитель Су-27 отстал от группы, а затем 36-летний пилот Валерий Троянов сообщил о потере ориентации в пространстве.

Включив сигнал SOS, он повернул в сторону земли. А около четырех часов вечера машина рухнула в поле около деревни Йотишкяй Шакяйского района Литвы. Пилот успел катапультироваться, приземлился в поле, а затем был арестован местной полицией. По версии российских властей, у истребителя отказало навигационное оборудование, из-за чего самолет сбился с курса.

О том, что могло происходить в небе между Санкт-Петербургом и Калининградом, «Новым Известиям» на условиях анонимности объяснил эксперт по авиационной безопасности, близкий к расследованию причин аварии. «На самом деле группа самолетов состояла не из трех, а из пяти самолетов, об этом уже говорили эстонцы. Впереди летел А-50 – самолет радиолокационного дозора, затем два бомбардировщика Су-24, а потом – два истребителя Су-27. Это было далеко не оптимальное построение, так как оборудование на борту Су-27 уступало оборудованию на других самолетах. Пилоты могли связываться только с другими пилотами. А, попав в зону облачности, истребители не смогли определить, что за местность под ними, так как они не оборудованы локаторами. Проблемы начались после того, как группа миновала Таллин. В районе Балтийского моря самолет Валерия Троянова отстал от своих на десять минут, что равнялось примерно 150 км. На территорию другого государства самолет мог попасть из-за трех факторов. Во-первых, мог подвести автопилот, если были неисправности навигационной системы. Во-вторых, неправильные показания приборов в том случае, если пилот перешел на ручное управление и начал корректировать курс. Или же пилот мог осознанно свернуть в сторону земли. После того как ориентация была потеряна, пилот начал плавно снижаться. И вероятность того, что истребитель мог быть замечен на аэродроме Чкаловск – конечном пункте перелета – стремилась к нулю».

По мнению эксперта, заставить Троянова пойти на снижение могло ЧП: дым в кабине, отказ электрооборудования или состояние здоровья пилота. «Тогда летчик мог решить, что дальше в облаках лететь не стоит, и повернул в сторону земли. Дальше пилот действовал по правилам – начал кружить над землей, вырабатывая топливо. Сделав кругов пять, что заняло примерно 20 минут, он катапультировался».

Чтобы узнать, как и почему российский летчик оказался на территории Литвы, достаточно просмотреть «черный ящик», записывающий курс самолета, переговоры между пилотами группы, а также разговор диспетчеров двух аэропортов в Ленинградской и Калининградской областях.


Опубликовано в номере «НИ» от 19 сентября 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: