Главная / Газета 21 Марта 2005 г. 00:00 / Происшествия

Сумма негативных факторов

Ан-24 мог упасть в том числе и из-за желания летчиков сэкономить топливо

АНАСТАСИЯ БЕРСЕНЕВА

Специалисты, расследующие падение самолета Ан-24 в Ненецком автономном округе, считают, что к трагедии 16 марта привела возможная ошибка пилота-стажера. Точная причина катастрофы будет известна после расшифровки «черных ящиков». Пока известно, что прямой причиной падения самолета стало неправильное маневрирование при заходе на посадку, которое вызвало сильный крен и потерю высоты.

Самолет Ан-24, перевозивший из Перми группу сотрудников дочерней компании ОАО «ЛУКойл», разбился днем в минувшую среду при посадке в пяти километрах от аэродрома поселка Варандей. На борту самолета находились 45 пассажиров и семь членов экипажа. Самолет пошел на посадку, но внезапно накренился и резко потерял высоту. После удара о землю взорвались баки с топливом. Спасти удалось 24 человека, в том числе второго пилота. Командир и штурман самолета погибли. Половина спасенных была доставлена в больницы в тяжелом состоянии.

На месте катастрофы были найдены речевой и бортовой самописцы, сильно поврежденные огнем. Уже в пятницу глава Минтранспорта Игорь Левитин сообщил, что речевой самописец не зафиксировал информацию о неисправностях самолета перед посадкой. Но говорить о наличии или отсутствии неисправностей можно будет только после расшифровки другого «черного ящика». Комиссия по расследованию причин трагедии придерживается еще одной версии. Вполне вероятно, что причиной катастрофы стала ошибка второго пилота-стажера. Возможно, неопытный пилот не заметил заметенной снегом взлетно-посадочной полосы и элементарно промахнулся мимо нее. Эксперты пока воздерживаются от прямых обвинений, дожидаясь выяснения вопроса о техническом состоянии самолета.

«На трагический исход полета повлияла сумма негативных факторов, – сообщил «НИ» на условиях анонимности эксперт по авиационной аварийности. – Те руководители, которые направили этот экипаж в данный рейс, поступили некорректно. Маршрут был очень длинный – от Уфы до поселка Варандей около двух тысяч километров плюс две посадки в Перми и Усинске. А экипаж не успел как следует отдохнуть – вечером прилетел в Уфу, а рано утром уже был вылет. Аэродром в поселке Варандей экипаж знал плохо, был там последний раз за неделю-две до этого. К тому же пилоты не успели притереться друг к другу. Командир воздушного судна и штурман были из одного экипажа, а второй пилот – из другого».

По словам специалистов, события разворачивались стремительно. Самолет приближался к аэродрому с юга. Взлетно-посадочная полоса находилась к курсу под углом в 42 градуса. Обычно при выходе на посадочную полосу самолеты совершают маневр «коробочка», облетая аэродром. Но так как летчикам приходится экономить топливо, пилоты обычно делают посадку «с ходу», доворачивая машину при выходе на аэродром. Такую посадку можно совершать отдохнувшим пилотам в хорошую погоду на знакомом аэродроме, где работают внимательные диспетчеры. Разумеется, на северном поселковом аэродроме этих условий не было.

«Однако пилот Ан-24 приступил к посадке «с ходу». Начал разворачиваться вправо, но, очевидно, сделал это слишком рано, переборщил и попытался выровнять курс, – полагает эксперт «НИ». – Стал поворачивать влево, и в этот момент самолет накренился, и произошел «срыв» – уменьшилась подъемная сила. Машина стала резко терять высоту. От момента, когда самолет накренился, до удара о землю прошло буквально 5–7 секунд. Однако не стоит спешить с обвинениями в адрес второго пилота. Возможно, перед посадкой что-то случилось с левым двигателем. А ведь при отказе двигателя или неполадках в нем возникает разбалансирование сил, и штурвал поворачивать очень тяжело».

О варианте с неправильным выбором маневра при заходе на посадку говорил и глава Минтранспорта РФ Игорь Левитин. Он уже заявил, что для северных аэропортов надо разработать специальную схему посадки.

В пятницу в Пермь были доставлены тела 28 погибших. Сейчас проводится процедура опознания тел. Однако для того, чтобы установить личности жертв катастрофы, скорее всего, потребуется генетическая экспертиза: настолько изуродованы тела. Сегодня в Пермской области, где жили многие из погибших в авиакатастрофе, объявлен день траура.


Опубликовано в номере «НИ» от 21 марта 2005 г.


Актуально


Регионы


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: