Главная / Газета 5 Февраля 2004 г. 00:00 / Происшествия

Парковки вне закона

Почти на всех платных автостоянках нарушаются права клиентов

алексей терехов

Вчера представители Министерства по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства России рассказали журналистам о том, как соблюдаются права потребителей в сфере услуг платных автостоянок. Оказалось, что около 90% владельцев стоянок ущемляют права своих клиентов. Однако зачастую сами потребители не желают воспользоваться своими законными правами.

За все, что происходит на автостоянках, должны отвечать их владельцы.
За все, что происходит на автостоянках, должны отвечать их владельцы.
shadow
На вчерашней пресс-конференции статс-секретарь – заместитель министра по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства Сергей Дудкин рассказал, что за январь–июнь 2003 года в 62 субъектах России МАП проверило 657 хозяйствующих субъектов, предоставляющих услуги автостоянок, на предмет соблюдения законодательства о защите прав потребителей. Итоги этой проверки оказались удручающими: лишь 56 автостоянок полностью соблюдают все требования закона.

«В 89% случаев отсутствовала информация о наименовании хозяйствующего субъекта или вообще не было никаких вывесок, – сообщил Сергей Дудкин. – В 73% случаев были выявлены нарушения в договорах на предоставление услуг автостоянок. Например, зачастую исполнитель в договоре обозначал, что он может в одностороннем порядке расторгнуть договор и не возвращать деньги в случае отказа от услуг по инициативе потребителя. По этим документам исполнитель полностью или частично освобождался от ответственности в случае угона или порчи транспортного средства. Все это противоречит законодательству. Надо отметить, что в подобных случаях потребитель вправе требовать законной компенсации. Ведь закон предусматривает ответственность владельцев автостоянок в случае, если во время нахождения автомобиля на ней он был поврежден, похищен или была нарушена его комплектность».

В ходе проверки также выяснилось, что достаточно большое количество автостоянок вообще никогда и ни с кем не заключали никаких письменных договоров. Чаще всего это происходило по вине самих потребителей. «Опрос показал, что они не хотели указывать данных о себе, в частности адрес и телефон», – посетовал Дудкин.

Правда, МАП почему-то ограничило защиту прав потребителя только автостоянками, не заметив проблемы платных парковок на улицах. «Парковка и автостоянка – это совершенно разные вещи, – сообщил Дудкин. – Организация платных парковок находится вне действия законодательства. Просто берется плата за субаренду земельного участка под временное нахождение там куска металла. В этом случае нельзя говорить о какой-либо защите прав потребителей». «Должен быть принят закон субъекта Федерации, и только тогда парковка станет законной, – добавил присутствовавший на брифинге начальник управления МАП по защите прав потребителей Сергей Баткаев. – Организация легальной автостоянки должна быть согласована с властями по санитарно-эпидемиологическим, экологическим и прочим требованиям, чего не происходит в случаях организации платных парковок».

Вопрос о законности штрафстоянок, на которые принудительно доставляют неправильно припаркованные автомобили, привел представителей МАП в замешательство. Сергей Дудкин, глубоко вздохнув, несколько неуверенным тоном начал говорить, что «в данном случае нет потребителя – человек ведь не сам заказывает «этапирование» своей машины». Возникла пауза, было заметно, что замминистра собирается с мыслями. Ему на выручку пришел Сергей Баткаев: «Штрафстоянки не попадают под действие закона о защите прав потребителей. Их деятельность регулируется административным законодательством». «Надзор за соблюдением правил штрафстоянок не входит компетенцию МАП, – нашелся Дудкин. – Надзор за соблюдением этих правил относится к компетенции соответствующих органов ГИБДД».


Опубликовано в номере «НИ» от 5 февраля 2004 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: