Главная / Газета 4 Сентября 2003 г. 00:00 / Происшествия

Рельсовая война

Спецслужбы не смогли помешать террористам атаковать стратегически важный объект

Ольга САЙКО Минводы,Анастасия АНДРЕЕВА,Ирина ВЛАСОВА
Взрывы принял на себя четвертый вагон электрички.
Взрывы принял на себя четвертый вагон электрички.
shadow
Вчера юг России сотряс новый удар. Перешедшие к рельсовой войне террористы взорвали электричку, большинство пассажиров которой составляли студенты из Пятигорска. Погибли шесть человек, более сорока получили тяжелейшие ранения. Волна террора набирает силу. Москва, Краснодар, Ставрополь... Страна замерла в ожидании новой беды.

«Вагон резко дернуло, вещи на пол попадали, люди кубарем покатились, – рассказал «Новым Известиям» студент Пятигорского педагогического института Николай Сурков, ехавший в пятом вагоне злополучного поезда. – Крики, запах гари. Но электричка не останавливалась, а все еще шла, только сильно замедлила ход. Потом вагоны затрясло, раздался скрежет, и мы остановились. Все начали выпрыгивать на насыпь. Смотрим, в соседнем вагоне двери заклинило, люди из окон прыгают и бегут куда глаза глядят».

Взрывные устройства, заложенные под полотном железной дороги, сработали в 7.30 на участке между станциями Подкумок и Белый Уголь. На этом месте поезда обычно немного замедляют ход, так как дорога резко поворачивает вправо. Был утренний час пик, и все шесть вагонов электрички были переполнены. Пассажирами в основном были студенты пятигорских вузов, живущие в Кисловодске и Учкекене.

«Мы с мужем проезжали на автомобиле мимо, – рассказала «НИ» жительница Подкумка Любовь Грошева.– Спешили на работу как раз вслед электричке. И вдруг жуткий грохот. Поезд остановился, люди побежали из вагонов. Врассыпную. Паника. Крики. От места крушения состава до населенного пункта где-то 1,5–2 км, так и там люди слышали взрывы».

Мощные взрывы произошли под днищем четвертого вагона электропоезда Кисловодск – Минеральные Воды. Руководитель пресс-службы железнодорожных войск Владимир Карпенко заявил «НИ», что заряд был заложен на расстоянии около 40 см от рельса. Первый взрыв пробил металлический пол, разворотив все сиденья в вагоне. Одно из кресел вообще оказалось прижатым к потолку. Трое пассажиров погибли на месте. Еще один скончался по дороге в больницу. Погибли студенты: 17-летняя Инесса Мхеидзе, 16-летний Владимир Молчанов, 20-летний Евгений Ароян, а также 24-летний лейтенант юстиции Денис Клачев. Второе устройство взорвалось прямо под колесной осью, принявшей на себя всю силу взрывной волны. Колеса прогнулись, сошли с рельс, но защитили находившихся в этой части вагона пассажиров. Как сообщил «НИ» начальник штаба гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Ставрополя Борис Скрипка, на месте взрывов остались воронки метровой глубины шириной в два метра.

«Я как раз на работу шла. Электричка эта была в метрах пятидесяти, медленно так ехала, – вытирая слезы, вспоминает жительница поселка Подкумок Лидия Ивановна. – Вдруг слышу, что-то грохнуло, огонь из-под вагона, крики, лязг. Я туда побежала, вижу, люди выпрыгивают, других выносят. А один совсем без ног на насыпи лежит. Мертвый, живой – не знаю, очень испугалась, плохо мне стало. И молоденькие совсем ребята все в крови… «Скорые», правда, очень быстро приехали. Кого-то на месте прямо стали перевязывать, а кого-то на носилки грузили, многие были без сознания. Но это я уже издалека видела, милиция никого близко не подпускала в это время».

Ближе всего к месту трагедии находится социальный реабилитационный центр для несовершеннолетних «Орленок». Буквально в 300 метрах от железнодорожного полотна. Медсестры, воспитатели и 60 подростков, отдыхающих сейчас в лагере, первыми бросились на помощь.

«Пока не появились машины «скорой», а они приехали очень быстро, наши работники помогали раненым, – говорит директор «Орленка» Юрий Бойченко. – Потом грузили травмированных на носилки. Наши воспитанники реагировали сравнительно спокойно, только двум девочкам постарше стало плохо с сердцем. Матери метались вдоль рельсов, искали своих детей. Их вещи. Да разве такое забудешь?»

О том, какую картину увидели подростки, «НИ» рассказал замначальника Кисловодского отряда спасательной службы Ставропольского края Олег Мешков:

«Взрыв ударил по ногам. Людям отрывало ступни, ноги полностью. Пострадавших носили безостановочно. Страшно. Раскуроченные стены, смятые в лепешку кресла, заблокированные металлом люди. Но мы уже были и в Буденновске, и в Буйнакске, так что у спасателей не было шока. Даже парень-стажер, выехавший с нами, перенес все мужественно».

Пострадавших – всего около сорока человек – развезли по больницам региона. 28 человек приняла районная больница Кисловодска. Двух легко раненных к вечеру отпустили домой. Пятеро самых тяжелых были доставлены в городскую больницу Ессентуков – ближайшую к месту трагедии. Министр здравоохранения Ставропольского края Сергей Вартасанидзе рассказал «НИ»: «Состояние четверых пострадавших тяжелое: осколочные ранения, минно-взрывные травмы. Один человек – студент местного вуза – помещен в реанимацию. Он в крайне тяжелом состоянии, наши хирурги предпринимают все возможное, чтобы спасти его жизнь».

По словам ректора территориального центра медицины катастроф Ставропольского края Владимира Бессонова, большинство пострадавших доставлены в больницы с контузией головного мозга, переломами ног и рук, с ожогами. Больницы, особенно Центральная городская Кисловодска, работают в «плотном режиме». Телефоны приемного отделения постоянно заняты – нет отбоя от звонков родственников пострадавших.

«Четверо погибших, тела которых доставлены к нам,– молодые люди 1982– 87-го годов рождения, – сообщил «НИ» сотрудник Центральной кисловодской больницы. – Скорее всего, это студенты Пятигорской фармакадемии. Среди раненых вообще очень много учащихся. К нам до сих пор поступают звонки от их сокурсников, знакомых, которые, к счастью, добирались до Пятигорска другим способом».

Следственную группу по расследованию теракта возглавил лично замгенпрокурора по ЮФО Сергей Фридинский. По его словам, предварительные данные осмотра взорванного электропоезда позволили сделать вывод о том, что террористами были использованы самодельные радиоуправляемые взрывные устройства. Эту информацию «НИ» подтвердили в местном управлении ФСБ. С утра по этому участку прошли три электрички, и только четвертая, по расписанию вышедшая из Кисловодска в 7.08, была подорвана.

Прокурор Ставропольского края Валерий Калугин сообщил, что у правоохранительных органов нет сомнений в том, что это был заранее подготовленный, тщательно спланированный теракт, поэтому уголовное дело возбуждено по двум статьям Уголовного кодекса России: «терроризм» и «умышленное убийство». Неподалеку от места взрыва милиционерам удалось задержать тяжело раненного мужчину, который пытался скрыться. Сейчас он в бессознательном состоянии доставлен в кисловодскую больницу. По предварительной информации, именно этот человек мог привести в действие взрывной механизм.

Справка «НИ»

Теракты на железной дороге в России:

– 18 ноября 1994 года на железнодорожном мосту 5-го километра перегона Ростокино – Владыкино в Москве произошел мощный взрыв, который произвел некто Шеленков.

– 24 июня 1995 года участок железнодорожного полотна был взорван террористами на перегоне Кадиюрт – Хасавюрт, близ села Солнечное Хасавюртовского района, на 2194-м км Северокавказской железной дороги. В результате сошли с рельсов семь вагонов пассажирского поезда №651, следовавшего по маршруту Махачкала – Астрахань. Жертв удалось избежать.

– 25 августа 2000 года в Ставропольском крае,на 78-м км перегона Стодеевская – Галюгаевская, сразу после прохождения грузового поезда сработало взрывное устройство.

– 6 октября 2000 года произошел взрыв на платформе железнодорожного вокзала Пятигорска. Два человека погибли.

– 21 февраля 2001 года в Брянской области на перегоне Невля – Алтухово Московской железной дороги в вагоне пригородного поезда сработало взрывное устройство неустановленного типа. Ранены 2 человека.

– 4 сентября 2001 года мощным взрывом была полностью выведена из строя одна из веток Северокавказской железной дороги в черте. Жертв нет.

– 29 октября 2002 года на железнодорожном перегоне Терек –Наурская произошел взрыв на железнодорожном полотне под первой цистерной грузового поезда. С рельсов сошли 10 цистерн с нефтью.

– 1 января 2003 года на железнодорожной ветке Кизляр – Карланюрт был подорван тепловоз.


Опубликовано в номере «НИ» от 4 сентября 2003 г.


Актуально


Новости дня

Наверх
Читайте наши новости в соцсетях!

Подписаться на новости: